Предыдущая Следующая
Существует множество легенд о
том, как различить съедобные и ядовитые грибы. Будто бы от отвара поганок
темнеет серебро, свёртывается молоко. И «черви» (личинки мух) ядовитые грибы
будто бы никогда не поражают. А если эти грибы поварить хорошенько с солью да
ещё выпить к грибам рюмку спиртного — никакая отрава якобы не страшна. Все эти
поверья и «приметы» откровенно ложны и ничего общего с действительностью не
имеют. На самом деле единственный способ избежать отравлений — знать все съедобные
и ядовитые грибы «в лицо» и никогда не собирать «незнакомцев». Даже съедобные
грибы, состарившись или зачервивев, могут стать ядовитыми.
ВОЛШЕБНЫЙ
ГРИБ АЦТЕКОВ
В раскопках
поселений древних майя археологи издавна находили каменные «грибки», служившие,
по-видимому, объектом поклонения. Возраст самых древних из них достигал трёх
тысяч лет. С другой стороны, в произведении жившего в XVI в. францисканского монаха Бернардино де Саагуна «История
Новой Испании», где описывается культура разгромленного испанцами ацтекского
государства, есть упоминание о том, что во время религиозных обрядов индейцы
употребляли в пищу какой-то гриб, вызывавший опьянение и галлюцинации. Монах
называл этот гриб «порождением дьявола». Сами ацтеки считали иначе, называя
гриб «теонанакатл» — «божественный гриб».
Следы
индейского культа грибов терялись во мраке столетий. Но в 1953 г. одна американская
чета — Дж. Уоссон и его жена Вера Павловна, увлекавшиеся очень редкой наукой —
этномикологией, т. е. наукой о значении грибов в культуре разных народов, —
решила исследовать эту загадку. Они отправились в одну затерянную в горах
мексиканскую деревушку, где жили индейцы мацатеки — потомки древних ацтеков. Но
только через два года супругам Уоссон удалось добиться такого доверия со стороны
индейцев, что те позволили им присутствовать на тайной грибной церемонии. Они
стали первыми белыми людьми, вкусившими таинственного «волшебного гриба ацтеков».
Ночью
участники обряда собрались в пустующей хижине на окраине деревни. Здесь был
воздвигнут христианский алтарь с распятием, возле которого лежали священные
грибы. Как потом выяснили учёные, это были грибы рода псилоцибе,
близкие родственники наших ложных опят. По размеру они невелики: 1—2 см в
высоту. Руководила обрядом старая женщина-шаманка. В церемонии смешались
языческие и христианские ритуалы. Напевая молитвы, знахарка съела 12 грибов и
раздала по нескольку штук остальным. Американцы, также поевшие грибов, вместе
со всеми подпали под власть разнообразных величественных видений: роскошных
дворцов, пейзажей, праздничных шествий. К утру участники грибного пира уснули.
Позднее
швейцарский химик Гофман, исследуя эти грибы, также решил проверить на себе их
действие. Вот как он описывает свои ощущения: «Всё вокруг чудесным образом
изменилось. Я понимал, что, зная о мексиканском происхождении грибов, я могу
видеть только мексиканские мотивы. С открытыми и закрытыми глазами я видел лишь
индейские орнаменты с их характерными сочетаниями красок. Когда надо мной
наклонился врач, чтобы измерить кровяное давление, он превратился для меня в
ацтекского жреца, приносящего жертву, и я не был бы удивлён, если бы в руках у
него появился обсидиановый нож. Несмотря на всю серьёзность опыта, я не мог не
развеселиться при виде того, как знакомое лицо моего коллеги стало совершенно
индейским». Предыдущая Следующая
|