Предыдущая Следующая
Отец мечтал о том, чтобы сын,
как и он, стал священником. Поначалу судьба Ивана Павлова так и складывалась:
он стая учиться в духовной семинарии. Но юношу увлекли естественные науки, и,
оставив семинарию, он поступил в Петербургский университет.
Большое влияние на студентов
тогда оказывали книги Ивана Сеченова «Рефлексы головного мозга» и Джорджа
Льюиса «Физиология обыденной жизни». Увлёкшись физиологией, Павлов посвятил
этой науке всю свою жизнь.
За исследования в области
физиологии он ещё студентом дважды был награждён золотой медалью: первый раз в
университете, а второй — в Военно-Медицинской академии.
ИЗУЧЕНИЕ
ПИЩЕВАРЕНИЯ. В 90-е гг. XIX в.
Павлов поставил ряд опытов по изучению пищеварения, ставших классическими.
Методы исследования, предложенные им, были новаторскими.
Павлов выводил наружу протоки
пищеварительных желёз подопытных животных, делая постоянные фистулы (свищи), т.
е. каналы из внутренних органов наружу. Через них наружу капали чистые
желудочный сок или сок поджелудочной железы, слюна.
Большую известность получили
опыты Павлова по мнимому кормлению. При этом пищевод у собаки перерезали и оба
конца выводили наружу. Чтобы накормить такую собаку, ей надо было вводить пищу
прямо в пищевод. Проглоченная ею пища не попадала в желудок, а через фистулу
выпадала наружу. Но при этом в пустом желудке при жевании и глотании активно
выделялся желудочный сок. Тем самым было доказано, что выделение желудочного
сока регулируется нервной системой.
Павлов хотел выяснить, как
изменяется состав желудочного сока во время переваривания пищи. Казалось бы,
это невозможно: ведь тогда сок уже перемешан с пищей. Но Павлов провёл сложную
операцию и создал у собаки второй, маленький желудок (получивший название
«павловский желудочек»). Пища в него не попадала, но сок он выделял точно
такой же, как и основной желудок. Его можно было исследовать.
Комитет по Нобелевским премиям
заинтересовался работами Павлова. Чтобы ознакомиться с ними, в Петербург
выехала комиссия Нобелевского комитета.
В лаборатории Павлова членам
комиссии продемонстрировали разнообразные фистулы, мнимое кормление, «павловский
желудочек» и т. д. Всё увиденное произвело на них огромное впечатление, и члены
комиссии оценили результаты опытов Павлова как открытия мирового значения. В 1904 г. учёному была вручена
Нобелевская премия, а тремя годами позже он был избран в Академию наук России.
126
УЧЕНИЕ О
ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Строго
научно Павлов подошёл к тому, что прежде считалось заповедным и непознаваемым.
В одном из выступлений он заметил, что «мозг, который создал естествознание,
сам становится объектом этого естествознания».
Учение о высшей нервной
деятельности стало делом всей жизни Павлова. К изучению высшей нервной
деятельности Павлов пришёл от своих опытов по пищеварению. Когда подопытной собаке
давали пищу, из фистулы в слюнной железе начинала капать слюна. Павлов обратил
внимание на то, что слюна из фистулы начинала капать у собаки, как только она
слышала шаги человека, приносящего ей в определённое время пищу. Предыдущая Следующая
|