Предыдущая Главная
У горилл
богатая мимика и жестикуляция. Кивок головы — это не только выражение покорности,
но и обычное приветствие. Малыши приглашают сверстников поиграть, хлопая
ладонью по своей груди, животу, по древесному стволу, на который забрались. О
гориллах мы сейчас знаем гораздо больше, чем об орангутанах. За ними легче наблюдать,
ведь они живут на земле, а не в кронах. Наука получила о них достоверные
данные благодаря работам двух выдающихся американских исследователей: Джорджа
Б. Шаллера, два года прожившего в африканских джунглях, и трагически погибшей
от руки браконьера Дайан Фосси, тринадцать лет проведшей в обществе диких
горилл. Эта бесстрашная женщина сумела внушить к себе такое доверие, что
обезьяны безбоязненно вступали с ней в непосредственный контакт и позволяли
общаться с малышами.
Детёныши
гориллы.
663
Шимпанзе
у термитника.
друг другу
навстречу, тихо вскрикивая от восторга, протягивают друг другу руки,
одобрительно хлопают друг друга ладонями по плечам и
спине; в
трудных ситуациях чешут затылки; когда сердятся, топают ногами, хватают палки и
швыряют их в обидчика или просто лупят его.
ШИМПАНЗЕ
И ЯЗЫК ГЛУХОНЕМЫХ
Шимпанзе
можно научить говорить. Учёные давно пытались добиться этого. Однако устройство
гортани и голосовых связок не позволяет обезьянам воспроизводить слова
человеческой речи, и все попытки заставить обезьян заговорить ни к чему не
приводили, пока американские учёные, супруги Гарднеры, не догадались обучить
шимпанзе жестовому языку глухонемых, в котором каждый жест означал название
какого-нибудь предмета, действие или понятие.
Уошо —
первая обезьянка, которая попала в обезьянью школу, — не была самой способной
ученицей, да и учителя ещё точно не знали, как взяться за дело. За 3 года
малышка овладела 85 словами. К концу обучения она знала свыше 160 слов. Самыми
первыми словами человеческих детей бывают самые простые и нужные: мама, папа.
Для Уошо самыми важными оказались слова «щекотать» и «ещё». Обезьяны очень любят,
когда их щекочут, а слово «ещё» позволяет обойтись без многих других важных
слов. Съев яблоко, обезьяна сложит кисти рук в полукольцо
(знак «ещё»)
— и пожалуйста — учитель даёт ещё кусочек яблока.
Уошо не
просто «произносила» отдельные слова, но научилась составлять из двух-трёх,
даже четырёх слов фразу. Например: «Пожалуйста, Уошо фрукт дать». Когда
обезьяна встречалась с предметом, названия которого она не знала, она сама
придумывала название, используя уже известные ей слова. Так, арбуз она назвала
«пить сладко».
Обезьяны
легко усваивали, что словом «шляпа» нужно называть не только ту шляпу, которую
им показывали на уроке, а любой головной убор — всё, что люди носят на голове.
Совершенно неожиданно оказалось, что обезьяны способны понять и пользоваться
словами-понятиями, такими как «цвет», «размер», «форма», «всё», «многое».
Научились даже... ругаться. Программа обучения не предусматривала обучение
ругани, тем более может показаться совершенно фантастичным, что из усвоенного
репертуара в качестве ругательства многие шимпанзе самостоятельно выбрали
слово «грязный». 664
Предыдущая Главная
|